Из Лиссабона в Москву на Datsun (часть 1)

Как мы купили в Португалии старый Datsun и поехали на нем домой.



У моего отца очень сложный характер. Он вечно всем недоволен и считает, что все старое лучше нового. Однажды он решил согреть воды и не задумываясь поставил чайник на плиту. Только вот чайник был электрический. Он расплавился и стек на конфорку. Вода не закипела.

Он такой. Рассеянный, потерянный во времени, чужой в современном мире. Но кто он на самом деле? Инженер, обладающий колоссальным объемом знаний, проштудировавший мировую литературу по нескольку раз. Ученый, изобретатель, писатель. К нему очень трудно найти подход: вам придется считаться с его привычками, если хотите наладить диалог. Но если наладите, он сможет рассказать много всего интересного. Вы погрузитесь в тот мир. В мир до интернета и электрических чайников. Мир конца шестидесятых, когда он был молодым, и все вокруг было прекрасно.

Сегодня я еду на автомобиле, про который большинство из нас и слыхом не слыхивало. Это Datsun 1600 SSS. Позже я поделюсь с вами, что значат эти цифры и буквы. А пока скажу: он такой же, как мой отец. К нему нужно иметь подход. И если вы разговоритесь, он поведает вам свою историю…

В России таких «Датсунов» в живом виде нет. Или почти нет. Что автоматически означает проблемы с поиском запчастей.

Почему Datsun?
Datsun сегодня — не самый популярный бренд. Он представлен всего на четырех рынках: Россия, Индонезия, ЮАР и Индия. В других странах продаются всего две модели, GO и GO+, сделанные из Nissan Micra. А в России — сами знаете, «ондошечка и мидошечка». Два недорогих и простых в обращении автомобиля. И мало кто помнит, что Datsun делал такое и раньше. Недорогие, народные машинки.

Вот, что крутилось в голове у Димы, когда он, одолеваемый желанием купить оригинальную старую тачку, задумался о 1600 SSS. Дима — наш знакомый, который позвал «Мотор» в Лиссабон, чтобы поучаствовать в покупке старого «Датсуна» и потом рассказать об этом. Но мы не просто рассказываем. Мы еще и позвонили в российский Datsun, описали им ситуацию и попросили помочь Диме. И знаете что? Они сказали, что подумают. А для начала — оплатили билеты, проживание по маршруту следования и отправили навстречу нам техничку с прицепом.



Буквы SSS
Datsun 1600, известный также под именами Datsun 510 (в США и Канаде), Nissan Bluebird (Япония), Datsun Bluebird (то же самое, плюс экспорт), Yue Loong Bluebird 706 (Тайвань, Китай), – это такой BMW для бедных. А модель SSS, раз уж на то пошло, – это BMW M для бедных.

У вас есть два варианта для ввоза старой машины. Оплатить полную растаможку или оформить машину как культурную ценность (автомобилю должно быть более 30 лет). В первом случае вы теряете много денег, но можете поставить машину на учет. Во втором – наоборот, поскольку ПТС на такой автомобиль не выдается. И, как следствие, ездить на нем нельзя – только эвакуатор.



Задумайтесь: 67-ой год, советский народ пересаживается с «Горбатого» на великолепный «Москвич-408» с оглушительными 50-ю лошадями в своем нижневальном моторе. Ну, как пересаживается. Занимает деньги и очередь. И верит, что через каких-нибудь пять лет этот Автомобиль станет его персональным.

В это же время с конвейера сходит Datsun 1600 SSS с верхневальным четырехцилиндровым мотором и двумя горизонтальными карбюраторами. Масса – 900 кило. Мощность – 109 сил. Дисковые тормоза, точный руль со стильным логотипом на ступице. Фраза «конкурент «Москвича» по отношению к этой машине так же нелепа, как солдат с собственным мнением. Это спорткар. И он особенно манит тем, что доступен. Разумеется, в странах загнивающего капитализма…

«Лучшая машина за 2000 долларов». В то время, когда появился Datsun 1600, один доллар в СССР стоил 90 копеек. Однако это официальный курс, имевший с реальностью мало общего. Если простой человек хотел купить валюту, обычно он шел на «черную» биржу, где мог отдать за один доллар до трех рублей. То есть, на русские деньги Datsun стоил почти 6000 рублей. Для сравнения, мотоцикл Иж-Юпитер с коляской стоил 911 рублей, «Горбатый» ЗАЗ – 3000, «Копейка» – 5629 руб., Москвич 403 – 4940 руб., а 21-я Волга – 8500 (то есть, 72 средние зарплаты советского гражданина). Но привезти машину из-за границы имел возможность лишь ограниченный круг людей: дипломаты, бизнесмены, журналисты-международники, и, конечно, государевы люди.

В те прекрасные дни в Лиссабоне стоял завод Datsun. Однажды утром, в 71-ом, из ворот этого завода выехал новенький 1600 SSS. Его купил коренной лиссабонец. Он заботился о нем, как заботятся о любимой женщине. Прошло 43 года. Они вместе состарились, но Datsun продолжал выглядеть как новый. И вот, спустя столько лет, машина готовится впервые выехать за пределы Португалии. Чтобы больше не вернуться.



Читайте далее: Часть 2 — Путь

Источник

Понравился пост? Поделись с друзьями!

Есть замечания по статье? Регистрируйся и комментируй!

1 комментарий

fleirby
хорошее путешествие, читаю продолжение! спасибо